Хореографический спектакль по мотивам поэмы М. Лермонотова «МЦЫРИ»
У З Н И К
… судьба… смеялась надо мной!
Я тайный замысел ласкал,…
Унестъ в могилу за собой
Тоску по родине святой…
В основу хореографического спектакля «Узник» легла поэма М. Лермонтова «Мцыри» о юноше, лишенном свободы, еще в детстве обреченном на жизнь узника в монашеской обители и погибающего вдали от родины.
Премьера хореографического спектакля «Узник» прошла ещё 27 апреля 2017 г. в здании Национального театра Республики Алтай.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА:
Режиссер-постановщик: Художественный руководитель,
Заслуженная артистка РФ
Айана Шинжина
Балетмейстер-постановщик: Ольга Кытатова
Художник-постановщик: Заслуженный художник РФ
Сергей Дыков
Художник по костюмам: Марина Суровцева
ДЕЙСТВУЮШИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Узник: Алексей Термишев
Барс: Заслуженный артист РА
Байрам Курдяпов
Грузинка: Ольга Кытатова
Змея Жанна Чичинова
Царица-Рыба Ника Редькина
Рыбки Елизавета Рязанова
Юлия Девятилова
Дух родника Алена Тижинова
Картина первая «Монастырь»
Мцыри страдает в неволе монастырской жизни. Безликие монахи готовят юношу принять монашеский обет. Тот, переживая мощный душевный порыв, мечтает о свободе.
Ночью, когда раздаются раскаты грома, бушует гроза. Мцыри решается на побег. Вырвавшись из стен монастыря, уставший юноша засыпает.
Картина вторая «У родника»
Утро. Проснувшись, юноша видит родник и пытается утолить жажду. Ощущая радость и счастье, юноша ликует – он свободен. Мцыри, услышав легкие шаги, замечает молодую грузинку с кувшином, идущую к роднику за водой. Женская красота пробуждает в герое незнакомые, волнительные чувства. Казалось, сам Дух родника благословляет их, но встреча оказалось короткой… Юноша в отчаянии.
Картина третья «Ночь в лесу»
Юноша понимает, что вновь один. Пытаясь убежать от боли и тоски, попадает в темный лес, кажущийся ему зловещим. Здесь он встречает зверя. Барс нападает на героя, и они сливаются в смертельной схватке. Убив в битве могучего барса, тяжело раненный юноша погружается в беспамятство.
Брезжит утро. Обессиленный герой лежит на земле и слышит шорох, ползущей рядом змеи. Словно порочная девушка, она пытается овладеть им, его душой, но Дух родника, освобождает и очищает его от искушения.
Картина четвертая «Грезы»
Наклонившись над родником, словно теряя сознание, герой переносится в мир грез. В бреду, он видит себя мальчиком, лежащим на дне чистой реки, вокруг которого плавают рыбки, и одна из них – Царевна-рыба. Мальчик играет с ними, и Царевна-рыба дарит ему красивый камень.
В памяти Мцыри всплывает родной аул, близкие ему люди. Все вокруг наполняется жизнью и радостью.
Картина пятая «Монастырь»
Юношу, лежащего без сознания, монахи находят в окрестностях монастыря и возвращают в обитель.
Очнувшись, Мцыри с ужасом осознает, что побег не удался. Он понимает, что возвращен туда, где ему суждено умереть рабом и сиротой. Но, не жалеет о своем поступке, ведь ощущение воли вернуло юноше то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя – единение духа с Родиной, ее народом, природой.
Мцыри решает остановить время в настоящем и сделать шаг к свободе, к самозабвению. Голос его детства зовет